КОРПОРАТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ БУДУЩЕГО В НАСТОЯЩЕМ…

Квашнин Н.Н.
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, влекут за собой технологический прогресс, создание комфортной окружающей среды, повышение уровня жизни человека и самое главное – качественные преобразования в его сознании. Архитектура как основной компонент формирования пространства жизнедеятельности человека требует большого внимания, средств и технических возможностей. Последнее из них сегодня является одним из самых доминирующих факторов при проектировании и строительстве. Именно технический прогресс и выводит архитектуру на качественно новый уровень, на котором происходит формирование новых стилевых направлений. Одним из самых современных, модных, интересных и технически совершенных стилевых течений можно назвать «хай-тек», что означает “высокие технологии”.
“В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы”[1]. Таким образом, специфичность облика сооружений хай-тека заключается в применении металлических наружных ограждающих конструкций, которые позволяют “принципиально модернизировать” внешний вид зданий, их силуэт, фактуру фасадов и цвет[1].
Одним из достаточно ярких проявлений высоких технологий и материалов в городе Екатеринбурге стал построенный в 2003 г. новый автоцентр “Mercedes-Benz” (рис. 1) (архитектор Демидов Б. А.).
Это здание привлекло внимание не только техническим совершенством и красивым современным обликом, но, в большей степени, тем, что оно находится на важной градообразующей магистрали города Екатеринбурга, в границах улиц Челюскинцев и 9-го Января. В стратегическом плане развития города Екатеринбурга этот район запланирован как деловой центр города, где должны быть построены различные офисные, торговые, развлекательные центры, что естественно подразумевает использование современных достижений строительных технологий и материалов.
Но что же на сегодняшний день мы видим на этом месте? Новый автоцентр “встал” на какой-то пока еще невидимой оси и визуально является “границей” двух времен: прошлого – слева от автоцентра “Штерн” по улице Челюскинцев и будущего – справа. Таким образом, зеркальность его фасадов приобретает двойной смысл, образуя некое “королевство кривых зеркал”, в котором мы видим отражения ветхого прошлого в блестящем настоящем. Но для того, чтобы действительно разобраться в том, что же является настоящим, нужно определить динамику развития архитектуры автосалонов. Практика уже давно показала, что любое нововведение никогда не приходит молниеносно, все новшества подвержены определенным волнообразным колебаниям с разной силой и масштабом воздействия. Так и в архитектуре: с каждым годом мы наблюдаем все более сильное влияние современных технологий и материалов.
Идея трехлучия, ставшего эмблемой Mercedes-Benz и обозначающего единство трех стихий, подвластных машинам концерна – землю, воду и воздух – нашла свое воплощение в архитектуре здания нового торгового автоцентра в виде объединения трех основополагающих неотъемлемых сфер хорошего бизнеса, отраженных в его функциональной схеме: демонстрационный зал, сервисный центр и склад. Это три составляющие основной концепции автосалонов Mercedes-Benz концерна "Даймлер-Крайслер" по всему миру.
Кроме сочетания трех стихий, заключенных в эмблеме, к новым требованиям при проектировании автоцентров можно отнести и достижение максимальной визуальной открытости за счет больших поверхностей остекления, начинающихся от пола и тянущихся до самого верха. Наряду с “прозрачными стенами” должно быть обязательное выделение каркаса с четко выраженной тектоникой, которая подчеркивает стиль новых автосалонов, заданный основной компанией [3]. Такой подход дает возможность плавного вписывания архитектуры в окружающую среду. Это своего рода еще один “дом для машин”, но уже не для частной их жизни, а для общественной. Здесь их созерцают, трогают, покупают. Таким образом, новые здания автоцентров концерна представляют собой нечто среднее между музеем, театром и магазином.
Сегодня начинает иметь большое значение применение корпоративного стиля в архитектуре, так как он задает определенные рамки, подчиненные концепции того или иного автомобильного концерна. Корпоративный стиль - это своего рода лицо фирмы, ее бренд, который должен быть узнаваем. Это можно легко проследить в различных постройках концерна "Даймлер-Крайслер", например таких, как автоцентр “Авилон”, построенный в Москве в 2002 году (рис. 2), демонстрационный зал “Mercedes-Benz” в Кувейте (рис. 3) и автосалон “Штерн” в Екатеринбурге. Их функциональная начинка и внешний облик соответствуют корпоративной стилистике: стеклянная “оболочка” в сочетании с металлическими конструкциями и характерное цветовое решение.
Дилерский центр Mercedes-Benz "Авилон" представляет собой перевернутый усеченный объем конуса: большее в диаметре основание – крыша, а меньшее – пол выставочного зала. Опоры в виде круглых металлических колонн, наклоненных под углом семьдесят пять градусов, держат кровлю. К ним с помощью узких металлических выпусков подвешены перекрытия второго и третьего этажей. “Снизу может показаться, что верхние площадки выставочного зала со стоящими на них автомобилями парят в воздухе” [3]. В соответствии с основной идеей пространство поделено на три зоны - демонстрационный зал, сервисная часть и складские помещения. Наружная окраска здания представляет собой типичное для компании сочетание цветов – серебристого и темно-синего. Внутри отдается предпочтение яркой окраске - оранжевой, желтой, голубой, создающей радостную, приподнятую атмосферу [3].
Демонстрационный зал в Кувейте построен по самым последним требованиям концерна, олицетворяя простоту, изящество, современность и совершенство технологий. Здесь продуманно все, начиная от выбора места, формирования архитектурного образа и вплоть до организации внутреннего пространства автосалона. Ясность формы, преобладание традиционных стекла, металла и синего цвета - все это еще раз подчеркивает устоявшуюся и сформировавшуюся концепцию корпоративного стиля концерна "Даймлер-Крайслер". С профессиональной точки зрения все эти постройки провозглашают совершенство не только технологий автомобилестроения, но и архитектуры.
Здание автоцентра “Mercedes-Benz” – “Штерн” в Екатеринбурге высотой 11,5 метров открывает перспективу высотной застройки в глубине квартала. Стеклянные фасады по замыслу как бы растворяются в окружающей застройке и, в тоже время, вызывают интерес, открывая внутреннее пространство функционального интерьера, который фактически становится продолжением улицы. На первом и втором уровнях автосалона расположены зоны продаж автомобилей, аксессуаров и запчастей, а также зоны работы с клиентами, места отдыха, кафе. Зона предпродажной подготовки и технического обслуживания автомобилей размещается в глубине квартала вдоль улицы Маршала Жукова. Помещения персонала и администрации имеют отдельный вход и размещаются позади основных уровней [2].
Для всех автосалонов характерна одна организация процесса пребывания – это своеобразное “театральное действие”, где в роли актеров – менеджеры, а в роли зрителей - покупатели. Сценой в этом случае является все пространство автоцентра и даже не просто “сценой”, а скорее, даже театром-музеем, разделенным на две “игровые площадки”: центральный зал и сервисный центр. “Представление” начинается сразу, как появляется “зритель”. Профессиональные “актеры” начинают свой рассказ, подключая и “зрителей”, давая им возможность самим попробовать руководить “ спектаклем”, но под чутким руководством “актеров”. В этом небольшом “театре” “зрителей” условно делят на два типа. Первый тип – это клиент, который пришел непосредственно смотреть и покупать автомобиль. Ему подробно рассказывают о новинках в автоиндустрии и показывают всю выставленную экспозицию, по желанию предоставляется тест-драйв. После окончательного выбора машину отправляют на предпродажную подготовку, которую можно понаблюдать из комнаты отдыха или кафе, которое располагается здесь же. Клиент второго типа – это человек, приехавший на сервисное обслуживание, он проходит примерно такую же процедуру, но с некоторыми отличиями. Во-первых, для этих клиентов существует отдельный вход. Во-вторых, в зависимости от срока выполняемых работ, клиенты могут уйти сразу или дождаться, если обслуживание займет немного времени. В этом случае они могут пройти в комнату отдыха, предназначенную для такого рода клиентов, или в кафе. При желании можно посмотреть что-нибудь из новых автомобилей. Вся система общения с клиентами автосалонов устроена таким образом, чтобы клиенты первого и второго типов по возможности не находились долгое время рядом. Этот метод используется для того, чтобы настроение одного клиента не повлияло на настроение другого.
Функция как главный аспект для формирования структуры организации пространства, также как и архитектура, является одним из наилучших способов продемонстрировать совершенство технологий одной отрасли через превосходство другой. Да, но что же происходит с технологическим прогрессом в городе Екатеринбурге? Все ли о нем слышали и знают? Наверняка мало кто ответил бы на этот вопрос. Начинают появляться современные автоцентры, различные торговые и развлекательные центры, в архитектурных решениях которых используются современные технологии и материалы. Но это еще не говорит о том, что к нам уже пришла эпоха архитектурного стиля «хай-тек», устоявшегося и всеобще признанного.
Выявлен интересный аспект современной архитектуры – это понятие “корпоративности”, которое можно четко проследить на примере сооружений концерна "Даймлер-Крайслер”. Но компания “Mercedes-Benz” не единственная, которая применяет в архитектуре своих автосалонов корпоративный стиль. Для доказательства этого рассмотрим автоцентр “AUDI” (рис. 4) в Екатеринбурге.
 В этом здании в связи с требованиями корпоративного стиля, выдвинутыми этой компанией, выполнена входная группа со слегка закругленным и наклоненным вперед козырьком; кроме того, неотъемлемой чертой, характерной для всех центров этой компании, является горизонтальная реечная расшивка и серо-серебристый основной цвет стен. Здесь также можно проследить символическую интерпретацию эмблемы в архитектурной форме в виде распластанной по земле цепочки из блоков. Корпоративная архитектура дает возможность нового витка в истории развития архитектуры, в формировании ее стилистических и идеологических ценностей. Такая архитектура должна стать неповторимой, но узнаваемой, не выходя за рамки сформированной концепции одной фирмы или корпорации.
Автосалон “Mercedes-Benz”, в сравнении его с аналогами, позволяет выявить тенденции развития современной архитектуры города Екатеринбурга, основные из которых - применение высоких технологий и новых материалов, использование современных стилевых направлений и более грамотное отношение к планированию окружающей среды. Данный пример достаточно хорошо демонстрирует современные требования, предъявляемые к архитектуре автосалонов: технологичность, экологичность, эстетичность.
Город развивается, не стоит на месте, и существует динамика развития нового в контексте старого, оказывая влияние на окружение… Для того, чтобы выявить эту динамику, необходимо воплотить план стратегического развития делового центра города в полной мере. Но, к сожалению, сегодняшнее состояние в осуществлении этого плана оставляет желать лучшего.
Буквально еще сто лет назад “стеклянные дворцы“ казались чем-то невозможным, а сегодня это уже стало реальностью. Технический прогресс очень сильно продвинул человека в его мечтах вперед, давая возможность для их воплощения. Интересно, а что будет дальше? Скорее всего, продолжится стремительный рост и совершенствование технологий и материалов, предоставляя нам с каждым разом больше возможностей для воплощения самых безумных, головокружительных и фантастических проектов.
Литература: 1. Маклакова Т.Г. "Архитектура двадцатого века" – М.: Изд-во АСВ, 2001.
2. “Автоцентр Mercedes-Benz”, газета “Татлин” №10 2002 г. стр. 8,9
3. МОСПРОЕКТ-2, Мастерская А. Асадова /

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.