Фонд строительства ИРЛЕМ | Дайджест | Архитектура тенденции ч…

Страницы: | 2 | Кроме стекла, последнее десятилетие используются невиданные ранее материалы и технологии. Вот некоторые из них: особый застывающий бетон, имеющий почти скульптурную поверхность (используется в суперпроекте Захи Хадид в
Science Center Wolfsburg в Германии), чудо-фольга – легкий заменитель стекла, позволяющий выстраивать гигантские купола (проект ”
Эден ” в Англии), стекловолокно, пропитанное “тефлоном” (крыша самого большого в диаметре здания мира – ”
Миллениум Дома ” в Лондоне, архитектор Роджерс), всевозможные полимеры и сплавы металлов.
Заха Хадид (род. в 1950 году), уроженка Ирака, архитектурное образование получила в Лондоне, там же находится в настоящее время ее офис. Единственная женщина-архитектор – лауреат Притцкеровской премии 2004 года.
Проекты Хадид вызывают неизменное восхищение профессионалов. К сожалению, реализованы пока немногие. Из построек последних лет назовем: лыжный трамплин в Инсбруке, автофабрика фирмы БМВ в Лейпциге, а также “Зона разума” внутри комплекса “Миллениум Дом” в Лондоне.
” Зона разума ” (Mind zone) представляет собой архитектуру внутри архитектуры, интерактивный павильон под куполом “Миллениум Дома”. С помощью новейших аудиовизуальных средств и произведений современного искусства “Зона разума” призвана показать сложность человеческого сознания.
Если попытаться определить образ архитектуры будущего, то это – образ причудливых очертаний и, безусловно, состоящий из “стекла и металла” с легкими добавками полимеров, камня, бетона, дерева. Образ – легкий, головокружительный, отвечающий самым “футуристическим” надеждам.
Но легкость эта прямым и непосредственным образом связана с энергосберегающими технологиями. Солнечные батареи – непременный атрибут всех современных зданий. Украшать солнечными батареями сами фасады здания, маскируя их под отделочные панели или плитки – последнее слово моды.
Например, 25-этажный небоскреб
CIS Tower (штаб-квартира страховой компании) в английском Манчестере декорирован таким количеством батарей-”плиток”, что они дают энергию, от которой внутри здания может бесперебойно работать 1000 компьютеров. И такие проекты множатся.
“Экологическая” тенденция – самая актуальная и в современном жилищном строительстве.
Несколько лет назад в Германии возник поселок Солнечный парк , расположившийся в местечке Санкт-Албан в области Пфальц. Парк включает в себя 12 “биосолярных домов”, питающихся в основном от энергии солнечных батарей. В зимнее время поддержание тепла в доме осуществляется за счет естественного “парникового эффекта” и небольшого количества дров. Благодаря батареям, установленным на крышах, расходы на электроэнергию в 10 раз ниже, чем обычно.
В большинстве своем дома сделаны из дерева, кирпича, камня и стекла. Использование пластика и полимеров сведено к минимуму. Кроме того, в деревне вообще нет асфальта, только тротуары из керамической плитки, а луга и леса подходят прямо к домам. Сточные воды очищаются с помощью пожирающих бактерии растений, а дождевая вода собирается в пруду, который служит для купания жителей и в свою очередь очищается насосом от ветряной мельницы.
Таким образом, как утверждают организаторы проекта (фирма Bio-SolarHaus Becher GmbH), деятельность Солнечного парка совсем безвредна для живой природы. Эту задумку в прошлом году отметили призом европейского конкурса экологической архитектуры “Прорыв в будущее”. Нетрудно предположить, что такого рода комплексы станут все более притягательны в будущем, особенно для горожан и семей с детьми.
Но энергосберегающие дома с архитектурной точки зрения не всегда так красивы и футуристичны, как нам хотелось бы себе представить. Возможно ли сочетание приятного и полезного? Некоторые проекты показывают, что да.
Немецкий инженер и архитектор Вернер Собек построил в 2000 году в пригороде Штутгарта дом ” R-128 “. Это сооружение в стиле хай-тэк – прозрачный куб из стального каркаса и сплошного стекла. К дому ведет подвесной стальной мост, внутри он разделен на три этажа, но перегородки между отдельными помещениями на этажах отсутствуют. Дизайн мебели соответствует общему минималистскому футуристическому образу дома.
Такой дом, пожалуй, выберут для себя представители upper-middle класса, предпочитающие оставаться в больших городах. Особо отметим, что при всей футуристичности облика сооружение предельно энергоэкономично и экологично. Дом автономен, не наносит вреда окружающей среде, быстро монтируется и демонтируется, а основные его материалы (сталь и стекло) могут при желании подвергнуться “ресайклингу” – переработке для повторного использования.
Благодаря тройному остеклению, особому газу, заполняющему промежутки между стеклами, и солнечным батареям, дом полностью снабжает сам себя электроэнергией и теплом. Когда внутри скапливается избыток тепла, особые батареи в крыше сохраняют его энергию на будущее.
В доме нет электровыключателей, весь контроль за приборами производится хозяином с помощью команд “голосом”. Теоретически можно себе представить, что хозяин, будучи в отъезде, может управлять домом по мобильному телефону. Это звучит фантастически, тем не менее дом под Штутгартом уже существует!
Жилая архитектура – функция или образ?
В Токио посреди густонаселенного квартала Шибуя “спрятался” так называемый ” Дом Эллипс “, построенный японскими архитекторами Масаки Эндо и Масахиро Икедой в 2002 году и тогда же ставший “хитом” современной архитектуры.
Дом небольшой по площади, вписан в пространство между другими домами на участке площадью всего 53м
, но футуристичностью своей формы этот сплющенный цилиндр бросает вызов традиционной архитектуре. Он кажется спустившимся неизвестно откуда НЛО.
Основа постройки – каркас из 24 стальных колец, покрытых слоем особого уплотненного полимера. Внутри дома – умно рассчитанная винтовая лестница проходит через три этажа, все пространства вокруг нее развиваются таким образом, что в доме много места и воздуха.
Проблема вписываемости нового жилища в старую городскую застройку – важнейшая в архитектуре будущего. Один из вариантов ее решения – уйти от старого города в высоту, вырваться из уровня традиционных кварталов путем строительства жилых небоскребов или путем сооружения пентхаузов на крышах уже существующих зданий.
Интересный вариант такого рода предложил немецкий архитектор Вернер Айслингер , “поставивший” на крышах высотных жилых домов в Берлине так называемые ”
лофт-кубы “. Берлинцы прозвали их “городскими кочевниками”.
, не имеющие внутри перегородок и сделанные как единое пространство, произведены из стекла, металла и пластика. Внутри них выгорожена ниша для ванной и кухни. Они доставляются на крыши с помощью вертолетов и подсоединяются к местным коммуникациям.
Стоит такой “лофт” 55000 евро, что, учитывая их современный дизайн и возможность расположения на крышах в центрах городов, должно привлечь внимание к такого рода проектам творческую интеллигенцию.
“Небоскребный” вариант жизни в центре метрополий, таких как Нью-Йорк, Париж, Лондон, тоже активно развивается современными архитекторами. В моду входят так называемые “полифункциональные комплексы”, расположенные в самых “горячих точках” крупных городов, где сосуществуют офисы, торговые центры и жилые апартаменты.
В них предпочитают жить деловые люди, бизнесмены и семьи, не обремененные детьми. Конечно, внутри комплексов непременно находится рекреационный центр с парком (если есть внутренний двор) или зимние сады на определенных этажах, спортивно-оздоровительный комплекс и заведения, оказывающие бытовые услуги.
Благодаря целой системе мер, направленных на улучшение экологии, в центре таких гигантов, как Лондон, к счастью, снова можно жить, не задыхаясь от смога и копоти. Последний проект Ренцо Пьяно – создание офисно-жилого небоскреба
London Bridge Tower на Темзе, в районе Истсайда – поражает воображение.
Это будет гигантский стеклянный обелиск или необычайно растянутая по вертикали пирамида из стекла высотой 306м в 66 этажей, которая станет самым высоким зданием Европы. В целом в течение рабочего дня в комплексе будут находиться 10.000 человек. Трехслойное остекление фасадов по последнему слову техники позволит сэкономить до 30% энергии, внутри расположатся магазины, бюро, квартиры, отель, рестораны и даже музей.
Дом будущего, как показывают новейшие проекты, в принципе должен быть не только удобен и энергосберегающ, но и “мобилен”. Под мобильностью подразумевается возможность формальных вариаций, изменения внутренних пространств, размеров, приспособление его объема к пожеланиям жильцов.
Над этими качествами работают сегодня очень многие молодые архитекторы, предлагая самые разные варианты: “эластичных” домов (проект “Variomatic”, автор – голландец Каас Остеруйс), “переносных” домов – Portable House (проект фирмы Office of mobil design), домов, развивающихся из некоего центра – “эмбриона” – Embryological House (Грэг Линн/Form). Некоторые из них пока существуют на экране компьютера, другие – уже показывают чудеса “формальной корректности”, приспосабливаясь к нуждам заказчиков.
Интересен в этом смысле проект ” Дом Мебиус ” (голландская группа UN Studio), построенный по принципу ленты Мебиуса. Дом возведен в 1992-1998 годах в Голландии с учетом пожелания его хозяев – двух человек, каждый из которых не только живет здесь, но и работает. Поэтому дом представляет собой сосуществование двух параллельных миров (в каждом – офис и спальня), соединяющихся в некоторых общих точках и вновь расходящихся.
Дерзкие фантазии молодых архитекторов уводят нас с поверхности Земли в иные миры. Жилые капсулы для обитания ученых во время полета на Марс в 2013 году (так называемые
Bioplex Cаpsule ) были спроектированы по заказу NASA уже в 2000 году английской архитектурной студией FOA (Foreign Office Architects). Но поскольку невесомость в космическом пространстве все еще не преодолена, пожалуй, планы переселения в космос относятся к весьма далекому будущему.
А вот под водой жить можно уже сейчас. Проект ”
Гидра хауз ” – Hydra House (студии Office of mobil design) победил в 2003 году на конкурсе инновативной архитектуры, устроенном журналом Wallpaper Magazine. Слово Hydra имеет ассоциации с “гидрой как животным, живущим под водой, имеющим цилиндрическое тело и щупальца вокруг рта”, – пишет автор проекта архитектор
Дженнифер Сигаль .
Она разработала модель подводного сооружения, внешняя стена которого построена как двойной корпус подводной лодки. Закачанный между неопреновыми оболочками воздух позволяет сохранять внутри здания нормальное давление.
Вертикально идущие вверх “шланги”, оформленные как побеги водорослей, доставляют в подводный дом воздух и электроэнергию. Частично энергию будут запасать специальные батареи, работающие по принципу кристаллизации соли, а также находящиеся наверху термоэлементы.
Водоснабжение будет состоять из использования дождевой воды и обессоленной морской. Вход в дом (”рот гидры”) может “присасываться” к такому же входу в следующем доме, таким образом под водой могут возникать жилые колонии.
Если преимущества индивидуального постоянного проживания под водой все же вызывают сомнения, то провести на дне океана неделю отпуска уже сегодня пожелают многие.
Такую возможность предоставит в недалеком будущем отель ” Hydropolis “, возводящийся сегодня на дне Персидского залива в Дубаи. Его автор – немецкий архитектор
Йоахим Хаузер , проект должен быть завершен в октябре 2006 года.
Многие из нас в будущем предпочтут отдыхать вне цивилизации, где не будет ни одного, даже построенного знаменитым архитектором по последнему слову техники здания. Но рано или поздно придет время вернуться в привычную среду обитания – в города, которые будут расти и расти.
От современной архитектуры с ее размахом мы могли бы ожидать “планов громадье” по развитию именно мощных градостроительных проектов. Но в реальности этого не происходит. Хотя так называемые
Master plan и присутствуют на сайтах и в разработках почти во всех известных архитектурных фирмах, но они касаются переустройства отдельных районов или кварталов и отнюдь не претендуют на “генеральные планы переустройства” того или иного города.
Когда в одном интервью Фрэнка О. Гери спросили, почему так происходит, он ответил – слава богу, что это так, потому что радикально города перестраивают только диктатуры. А тот “хаос”, который царит сегодня в архитектурном мире, когда жизнь переустраивается не в одно мгновение по приказу, а постепенно, метр за метром, постоянно обновляясь, – это признак демократии.
Итак, современным архитекторам не суждено выстраивать свои “Германии” (как Шпееру), уничтожать старые кварталы, прокладывая новые проспекты, зато они могут реально улучшать и преображать уже существующую городскую застройку и делают это часто с блеском и потрясающей фантазией.
Одна из новых тенденций – полное техническое санирование и архитектурное переустройство бывших заброшенных индустриальных комплексов, торговых складов, корабельных доков. Здесь преуспели прежде всего немцы, австрийцы и англичане.
На месте и внутри этих пустовавших объектов возводятся как жилые, так и спортивные и культурно-развлекательные комплексы. Из наиболее ярких примеров – переустройство в жилой дом фирмой Жана Нувеля промышленного здания “Газометр” на окраине Вены, превращение бывшей электростанции в Музей Tate Modern в Лондоне (архитекторы Херцог и Де Мерон), а также возведение гигантского музейного комплекса Confluence в Лионе, в районе слияния рек Роны и Соны во Франции, на месте бывшего индустриального района (австрийская архитектурная студия Coop Himmelblau).
В Лондоне, в районе Истсайда, который еще десятилетие назад представлял собой пустыню брошенных доков и складов, сегодня кипит жизнь. Если раньше в этих местах вообще никто не жил и река гнила у берегов, то к 2000 году здесь были проведены санация и реорганизация целых кварталов, построили свои чудо-здания Фостер (уже упоминавшееся Great London Authority) и Роджерс (”Миллениум Дом”). В результате район оказался экологически чистым, с прекрасно развитой современной инфраструктурой, цены на квартиры выросли неимоверно, и Истсайд превратился в один из самых модных районов города.
Страницы: | 2 |

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.