город молодых 5 > Арс-Форум,  кафедра архитектуры ЯГТУ

Метаморфозы современности,
или Message будущим ярославцам Миллениум уже сегодня овладевает умами ярославцев, завоевывает себе место в центре города на Стрелке, врывается на задворки с вестью о сносе аварийного жилья… Главное в этой предпраздничной суматохе восстановления и обновления – подумать о том, какой
message (послание) готовы мы сегодня явить миру и оставить своим потомкам. Так считают молодые зодчие Ярославля. В Центре современного искусства «АРС-Форум» прошла традиционная выставка молодых зодчих Ярославля «Город молодых - 5».
Скромный юбилей этой, наверно, самой молодой в Ярославле выставки совпал с юбилеем Ярославской архитектурной школы, отметившей в этом году свое 15-летие, и с круглой датой Alma - mater ярославских зодчих (Ярославскому государственному политехническому университету в этом году исполнилось 60 лет).
Выставка, объединившая столь разные даты, была им под стать. С детской безалаберностью презентовала посетителям Центр анимационного искусства «
» Петра Ловыгина, в котором изысканная графика проекта населяется лесными жителями (ибо Центр расположен в лесу): зверушками из мультиков «Ёжик в тумане» и «Чебурашка». По-юношески дурачилась, когда авторы весьма серьезных проектов, представленных на выставке, позировали «аки Форест Гамп» на скамейках ярославских парков всё тому же фотокору Ловыгину. Тяготела к локальным разработкам: Дому музыки на Московском проспекте Ивана Будаева, Центру современного искусства в пойме Которосли Лиды Суртаевой. Или замахивалась на глобальные проекты, например Архитектурно-градостроительное развитие поймы реки Которосль «
» - коллективный проект творческого объединения « » ( ,
и ).
Главное, что объединяло все эти проекты, - стремление сказать новое слово через форму. И это было присуще всем пяти выставкам. Ярославские молодые зодчие всегда отличались тем, что следили за мировыми архитектурными новинками и мейнстрим мировой архитектуры держали в курсе своих творческих свершений.
Представленный в АРС-Форуме проект ШтоРаМагов « » весной этого года выиграл всероссийский конкурс « », стал участником Международной выставки архитектуры и дизайна «
» и был отобран для участия в Международной Венецианской биеннале. По словам авторов, проект должен стать прогрессивным символом города Ярославля в будущем тысячелетии его истории.
Справедливости ради надо сказать, что о биоморфных, подвижных и прозрачных очертаниях городов будущего, которые стали темой Венецианской биеннале этого года, в Ярославле всерьез заговорили еще два года назад, когда молодые зодчие из архитектурной мастерской «
» (Профессионально-Техническая Архитектурно-Художественная Инициатива) выиграли всемирный архитектурный конкурс « ». Футуристический проект «
» получил тогда мировую известность, его опубликовали крупнейшие европейские архитектурные журналы «
» и « », а его авторы – Семен Расторгуев и Михаил Кудряшов – на равных с корифеями всего мира участвовали в Международном архитектурном конгрессе в Берлине. На суд ярославцев нашумевший в Европе проект был представлен в 2002 году на традиционной выставке молодых зодчих Ярославля «
».
В этом году земляки, покоряя Венецию, привезли проект будущего Ярославля, а уже во время самого мероприятия в течение двух недель ваяли под руководством признанных мэтров из Голландии архитектурного бюро «
» будущее для Венеции. Ярославцы на водной глади венецианской лагуны предложили расположить
, выполненные по мотивам творчества русского авангардиста 20-х годов XX века Эль Лисицкого. Взыскательной публике «проуны» ярославцев понравились: современная архитектура Запада уже давно усматривает свои истоки в творчестве русских авангардистов начала прошлого века, а вовсе не в собственных древностях. Кстати, голландских мастеров удивляла «генетическая память молодых русских архитекторов и та быстрота, с которой они проектировали архитектурных потомков русского авангарда начала прошлого века».
В Ярославле проект « » занимал практически целую стену выставочного зала в «АРС-Форуме» и был открыт для обозрения всё время выставки. В день открытия выставки 16 сентября, благодаря технической поддержке инвестиционно-строительного холдинга «Губернский город и К», ШтоРаМаги показывали венецианские «проуны» (информация о выставке размещена на сайте:
).
Архитектурный критик Петр Кудрявцев, наблюдавший молодых архитекторов России на
этого года, сказал, что лет через десять большинство из них станет скучными практиками, несколько человек войдет в когорту российских архитектурных «звезд», а один представит на 13-й Венецианской биеннале проект, который перевернет мир.
Международная архитектурная биеннале в Венеции проходит каждые два года. Именно такой интервал – два года – негласно установили молодые ярославские зодчие для создания проектов, способных удивить международную архитектурную общественность. Для России, которая с 1971 года не выигрывала в международных архитектурных конкурсах, победа проекта в 2002 году молодых ярославцев «
» стала сенсацией. В 2004 году ярославцы удивили европейцев уже в Венеции. Кто знает, какой сюрприз ждет нас через два года и не ярославцу ли пророчил перевернуть мир Петр Кудрявцев?
Об эре современной архитектуры и о том, как Ярославлю, сохранив свой исторический облик, не остаться всего лишь застывшей фреской в этом меняющемся мире, мы поговорим с ярославскими молодыми архитекторами на страницах следующего номера журнала «Губернский город»
.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.